МТС купил Bronevik, чтобы сделать русский Booking.com
Учрежденная всего неделю назад сотовым оператором МТС компания «МТС Тревел» стала владельцем российского онлайн-сервиса по бронированию отелей Bronevik.com. Как сообщает CNews, этой фирме с 11 июля принадлежат два юрлица, ООО «Броневик онлайн» и ООО «Компания броневик». TourDom.ru выяснил, какие последствия это будет иметь для рынка и туристов.
Сумма сделки не сообщается. Однако один из собеседников TourDom.ru оценил примерную стоимость компании в 40 млн долларов. Это связано с тем, что в последнее время объемы бизнеса значительно выросли – по итогам 2021 года выручка юрлиц «Броневика» составила 156,6 млн и 460 млн руб., это на 135 и 327% больше предыдущего периода. А после ухода с российского рынка Booking.com оборот предприятий, вероятно, увеличился еще больше.
Эксперты отмечают, что МТС заинтересовался именно этим сервисом по нескольким причинам. Во-первых, ближайший конкурент, «Островок.ру», уже имеет инвесторов. Во-вторых, Bronevik наработал большую базу контрактов с объектами размещения. В релизе МТС приводится цифра – 35 000. Это больше, чем официально зарегистрированных коллективных средств размещения в России (их около 29 000). Таким образом, сервис работает и с индивидуально сдаваемыми апартаментами, гостевыми домами и т. д. Общее количество официальных и неофициальных объектов в России, где регулярно размещаются туристы, по экспертным оценкам, доходит до 85 000. Поэтому можно сделать вывод, что база Bronevik охватывает более 40% имеющихся на рынке предложений. При этом доля в общем объеме индивидуальных бронирований оценивается скромнее – в 12% от общего количества. Это цифру приводил в июне Forbes, поставив Bronevik на второе место после «Островка» с его 27%. Однако руководитель туроператора «Свой ТС» Сергей Войтович привел TourDom.ru другое мнение, дав Bronevik только 5–7% рынка.
Так или иначе покупка этой компании открывает туристическому проекту МТС доступ к готовой базе объектов и возможность занять перспективную нишу. Как уже сообщала редакция, после ухода Booking.com множество небольших отелей в России испытывают проблемы с загрузкой и сейчас нуждаются в стабильном канале продаж. По мнению основателя сообщества Travel Startups Леонида Пустова, Bronevik продолжит работу на рынке в качестве «холлселлера». Он будет собирать небольшие отели и апартаменты, которые ранее присутствовали на Booking.com, а дистрибуцией этого контента на туристов уже займется «МТС Тревел». Как сообщали представители компании, в ее планах построить экосистему, в которой клиентам будет предлагаться весь спектр туристических услуг.
Эксперты считают, что сделка запускает процесс структурирования рынка гостиничных бронирований и усиление конкуренции в этом сегменте. Сообщают, например, что тревел-направлением очень интересуется Сбер. А ранее свои планы на создание онлайн-тревел заявили и в РЖД. Со стороны «Яндекс.Путешествий», в свою очередь, заметны намерения создать метапоиск по отелям, подобный тому, который создал Aviasales по билетам.
Кроме того, на свою часть рынка претендуют отраслевые проекты, созданные профессионалами из турбизнеса. Например, небольшие отели уже собирает на своей площадке новый туроператор «Турплатформа».
По словам Леонида Пустова, после ухода Booking.com, с точки зрения потребителя, нормального агрегатора по отелям сейчас нет. Где-то очень мало предложений, где-то не все они доступны, где-то не очень корректно работает поиск. Поэтому появление новых инициатив в этой сфере можно только приветствовать – они помогут заполнить образовавшийся вакуум и создать русский «Букинг».