С 1 января турагентов смогут штрафовать за работу без реестрового номера
31 декабря истекает срок действия постановления правительства, разрешающего турагентам работать без внесения записи в Федеральный реестр. Это значит, что если отсрочку не продлят, то с 1 января Роспотребнадзор получит право штрафовать тех, у кого нет реестрового номера за административное правонарушение ( 50–100 тыс. руб.).
Передать информацию о своих партнерах до этой даты должны туроператоры. Однако, как показала перекличка, которую редакция провела в телеграм-канале для специалистов туризма «Крыша ТурДома B2B», не все представители розницы нашли себя в системе.
Причина в том, что функционал реестра заработал с большим опозданием. Предполагалось, что у туроператоров будет 6 месяцев на внесение данных – начиная с 1 января этого года и до 1 июля, когда по закону наступала ответственность за работу вне реестра. Но на практике даже к июню Ростуризму не удалось сделать реестр работоспособным, имелись проблемы с подключением.
Чтобы Роспотребнадзор не наказывал без вины виноватых турагентов, правительство согласовало отсрочку по штрафам до 31 декабря. Так как дедлайн близок, редакция выборочно опросила туроператоров, чтобы узнать, как идет процесс передачи данных. «Информация об агентствах передана в реестр», – коротко ответили в Pegas Touristik. По словам представителя компании, технические вопросы удалось решить. В Coral Travel, а также в PAC GROUP сообщили, что подключились и вносят данные. В ANEX Tour о завершении этой работы объявили на конференции в Турции в конце декабря. В OneTouch & Travel ответили, что закончат в ближайшее время.
Таким образом, на первый взгляд ситуация с наполнением реестра выглядит позитивно. Однако на самом деле не все гладко. Туроператорам недостаточно просто перенести туда данные, предстоит еще и следить за их актуальностью. «Отсутствует API для автоматической загрузки из нашей базы данных. Для закрытия договора в случае прекращения работы с ТА информация передается полностью в ручном режиме», – объяснил представитель одной из компаний. Так как поставщики сотрудничают с сотнями и тысячами агентств по всей России, уследить за всеми будет сложно. И это проблема уже для туроператоров, так как именно они отвечают за передачу данных.
Для туристов тоже хорошего мало. На этапе законотворческой деятельности предполагалось, что реестр сможет защитить потребителей от мошенников и повысит прозрачность рынка, но с учетом качества исполнения достижение этой цели выглядит малореальным.