Инфлюенсер XIX века: почему Василий Верещагин похож на модного блогера
В наши дни многие путешественники оперативно публикуют фотографии из поездок в соцсетях. 150 лет назад главными блогерами были бы художники, начиная с Верещагина
«В наш век развития пароходства и железных дорог не пользоваться средствами передвижения, не учиться на живой летописи истории мира — значит вырвать самые интересные страницы из книги своего бытия…» — писал художник.
Всего он побывал в 66 странах мира. Сражался на Балканах, а также в Средней Азии. Как мирный путешественник ездил в Сирию и Палестину, на Филиппины и Кубу, в Японию, дважды в Индию и трижды в Штаты, исколесил всю Европу, не говоря уже о Российской империи. И везде, где бывал, делал зарисовки. Причем зарисовки во многом репортажного свойства — фиксировал объект или интересного человека.
Индия
«Я застрелил раз огромную летучую мышь, просто из любопытства… Через несколько дней вижу эту животинку, уже сильно испортившуюся, привязанною за крыло к седлу одной из моих вьючных лошадей. „Зачем ты возишь эту гадость?“ — спрашиваю слугу-индуса. „Я думал, что вы будете кушать, сэр“, — ответил вегетарьянец»
Василий Верещагиниз описания путешествия по Индии
Средняя Азия
Иван Крамской о картине «Двери Тамерлана»: «Эти тяжелые, страшно старые двери с удивительной орнаментацией, эти фигуры, сонные, неподвижные, как пуговки к дверям, как мебель какая-нибудь, как тот же орнамент, так переносят в Среднюю Азию… что напишите книг, сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина».
Верещагин к пейзажам Средней Азии, где он участвовал в боевых действиях, испытывал противоречивые чувства. «Призрак войны все еще заставляет меня изображать войну, и если мне хочется писать солнце, то я должен красть время у самого себя…» — говорил он.
Читайте также
- С корабля на сыроварню: как Николай Верещагин прославил российский сыр на всю Европу
Япония
Опыт общения художника со служителем одного из храмов Никко: «„Вы можете писать сколько угодно снаружи, но внутри строго запрещается делать какие бы то ни было снимки», — ответ этот мне не понравился и показал, что служители алтаря уступят только или перед крупным денежным подарком, или перед давлением со стороны влиятельных лиц Токио».
Читайте также
- Путешественник и баталист: 10 мифов о Василии Верещагине
Гималаи
Верещагин о Гималаях: «Кто не был в таком климате, на такой высоте, тот не может составить себе понятия о голубизне неба, — это что-то поразительное, невероятное, краска сильнее всякого чистого кобальта, это почти ультрамарин с небольшою дозою кармина. Розовато-белый снег на этом фоне является поразительным контрастом».
1/3
«В Индии. Снега Гималаев». 1874–1876
Василий Верещагин
Художник, журналист, военный, путешественник, активно сотрудничал с РГО
Годы жизни 1842–1904.
Изучал живопись в Академии художеств в Санкт-Петербурге и в Школе изящных искусств в Париже.
Выставлялся в России, Европе и Соединенных Штатах. За картины о войне пресса прочила его в лауреаты Нобелевской премии мира 1901 года.
Погиб в ходе Русско-японской войны на взорванном противником броненосце «Петропавловск» близ Порт-Артура. По свидетельству очевидцев, за секунды до гибели стоял на палубе с альбомом и делал наброски.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2015, частично обновлен в январе 2023