Воронеж. Музыка Революции для ансамбля с «гармошкой»

Воронеж. Музыка Революции для ансамбля с «гармошкой»

Воронеж похож и на Ленинград, и на Тбилиси. С такими внешними данными, в украшении фактов на любой вкус из четырехвековой истории города, да при уникальном климате, в котором почти не наблюдается русская осень — неизменно солнечное лето в конце октября переходит в короткое предзимье, должна появляться и утверждать себя туристическая Мекка.

Одно время, в 1980-е, в Воронеж даже зачастили инопланетяне, первые в СССР сообщения ТАСС о неопознанных летающих объектах были отсюда. Но после Петра Даниленко, главного архитектора города в последние 20 лет Советской власти, Воронеж как вклад в сокровищницу ЮНЕСКО или хотя бы как национальное достояние никто в здешних верхах не рассматривал.

Воронеж. Музыка Революции для ансамбля с «гармошкой»

Колыбель неформалов

Площадь Ленина и центральные улицы: Мира, Студенческая, Феоктистова, Чайковского, Плехановская (до Заставы), прилегающие к Девицкому выезду отрезки 25-летия Октября и Кольцовской — ансамблевостью и богатством форм напоминают город на Неве. Объясняется это просто. Расходящиеся от главного железнодорожного вокзала «лучи» и ближние к ним перпендикуляры спланированы и спроектированы после войны профессором Николаем Троицким, местным уроженцем, но выпускником Ленинградского института гражданских инженеров. Хотя вряд ли это дань студенческим впечатлениям. Скорее, многим, в том числе главному архитектору города в послевоенную пору, хотелось видеть «колыбель русского флота» похожей на Северную столицу.

Воронеж. Музыка Революции для ансамбля с «гармошкой»

А первозданный, исконный Воронеж, — совершенно другой. Частный сектор, фрагментарно уцелевший в продолжавшейся семь с половиной месяцев битве 1942−1943 годов, но по большей части слепленный после войны из того, что было, на правобережных холмах, где от уреза воды до вершин перепад в 14−17 этажей, улицы становятся тропинками, или раздваиваются, сохраняя одно название, или переходят в лестницы, или вздымаются под 45 градусов, — уменьшенная (и за последние 30 лет ухудшенная) копия Тбилиси. Но даже сейчас, когда на участках в 4−6 соток понавтыканы небоскребы, с начала апреля до середины мая здесь — город-сад: абрикос, алыча, вишня, слива, яблоня по очереди цветут и пахнут.

Воронеж. Музыка Революции для ансамбля с «гармошкой»

По границе между «историческим» Воронежем и «новоделом» Троицкого проходит проспект Революции. Это — чуть укороченный Невский или слегка зауженный Руставели. Вспомнить столицу Грузии заставляет и улица Феоктистова: дом 1 на ней по правую руку, а все четные по возрастающей — слева.

В первозданном городе нумерация идет от реки (с 1972 г. — от водохранилища), а на улицах, параллельных ей, — от железной дороги. Среди традиционных Манежных и Стрелецких (Больших и Малых) попадаются занятные названия: Бархатный бугор, Гора металлистов. Встречается и необъяснимое: если идти по кривым узким улочкам снизу вверх, следуя за нумерацией домов, Левая Суконовка будет справа, а Правая Суконовка — слева. Кстати, между ними проходит улица Помяловского, бульвар с вековыми кленами и липами, почти парк, где еще год назад просматривались остатки булыжника на мостовой, по которой после 1917-го лет 80 мало кто ездил. А упирается она в парадную лестницу: 66 ступенек, и ты на проспекте Революции.

Воронеж. Музыка Революции для ансамбля с «гармошкой»

Говорят, именно в Воронеже в середине 1980-х зародилось движение гопников. Здесь, в сквере Помяловского, у фонтана рядом с Монтажным техникумом (бывшей духовной семинарией, в которой учился Иван Никитин, будущий поэт), они собирались, прежде чем идти «наводить порядок».

Воронеж. Музыка Революции для ансамбля с «гармошкой»

Проспект Революции, улицы Карла Маркса и Фридриха Энгельса, кинотеатр «Пролетарий» (для молодежи и престарелых панков — «Пролётка»), газета «Коммуна»… После переворота 1991 года в Воронеже не стали ничего переименовывать. Но для тонких ценителей плюрализма на центральных улицах повесили новые таблички с двумя названиями: советским и старорежимным — «Проспект Революции/Большая Дворянская».

Воронеж. Музыка Революции для ансамбля с «гармошкой»

Гопники обычно шли налево, к Кольцовскому скверу. Там, перед величественным Домом связи (в народе — «телеграфом»), в верхней точке спуска имени Митрофана Пятницкого — дом Ростроповичей, о коем мало кто вспоминает даже из местных, а дальше, как пересечёшь улицу 25-го октября — череда старинных зданий (барокко, модерн, неоклассицизм), увенчанных народной славой: бывшая редакция «Воронежской коммуны», куда приходил строчить передовицы Андрей Платонов, музучилище, в котором однажды спал на рояле Александр Довженко, гостиница «Бристоль», где, по преданию, Олеко Дундич, вручил ультиматум генералу Шкуро, после чего помочился в ресторанный фонтан. Это всё, конечно, надо видеть!

Воронеж. Музыка Революции для ансамбля с «гармошкой»

Крестный отец излишеств

Пройтись от места сбора гопников в сторону, противоположную их движению, тоже может быть интересно. Рядом — Главпочтамт, где в 1841 году Лермонтов менял лошадей, едучи на Кавказ, тут же — памятник фронтовому письмоносцу. Позади — площадь Победы со смотровой площадкой, откуда открывается вид на весь левый берег и лучшая панорама частного сектора. А дальше по проспекту Революции — Петровский сквер, воронежский Гайд-парк времён «перестройки». Здесь, возле памятника первому императору, тусовались неформалы: опалённые «Огоньком» искатели исторической справедливости, недопризнанные литераторы, самозваные монархисты и черносотенцы. В советское время Воронеж считался еврейской столицей РСФСР, и вскоре после того, как разрешили гласность, осмелевшие борцы с «засильем», теснясь у постамента, зачитывали городскую телефонную книгу, в которой, действительно, даже на букву «Г» (на «Э» само собой) почти не было русских фамилий.

Воронеж. Музыка Революции для ансамбля с «гармошкой»

Между тем, архитектор Троицкий вернулся из Ленинграда законченным конструктивистом. Его «гармошка», 1929 года постройки жилой дом на углу Карла Маркса и Студенческой, — классика жанра, мировой шедевр. Конструктивистским было разбомбленное в войну управление ЮВЖД. Но отстроенное заново почти на том же месте, напротив Петровского сквера, здание явило миру другого Троицкого, сменившего революционный минимализм на сталинский имперский размах. Благодаря роскошному фасаду с колоннадой и башне-доминанте контора юго-восточных железнодорожников уже 70 лет — символ города, в свое время удостоенный хрущевской брани за «излишества». Решенный в дворцово-парковом стиле главный корпус ВИСИ, который Троицкий проектировал и строил «для себя», поскольку заведовал кафедрой в этом вузе, сиятельному популяризатору кукурузы показать не рискнули…

Воронеж. Музыка Революции для ансамбля с «гармошкой»

Воронеж. Музыка Революции для ансамбля с «гармошкой»

Пришло время иных доминант, и через Феоктистова от здания ЮВЖД, в Первомайском саду, духовные наследники послевоенного главного архитектора отгрохали Благовещенский собор, второй в России по габаритам после Храма Христа Спасителя. Размер имеет значение: августовский крестный ход по случаю обретения мощей святого Митрофана (они покоятся в Благовещенском) собирает несколько тысяч местных и сотни паломников из других городов. Массовой набожностью Воронеж особенно выделялся в советское время. Первые секретари обкома КПСС: Виталий Воротников, сменивший его Вадим Игнатов — относились к алчущим «духовной сивухи» ((c)Ленин) с пониманием. В Воронеже раньше других, ещё в 1989 году, возобновили промышленное литье церковных колоколов.

Воронеж. Музыка Революции для ансамбля с «гармошкой»

С бывалыми гидами (4500−5500 руб. за экскурсию) познакомиться с центром города можно часа за три с половиной. Чтобы подружиться с ним — придется погулять ещё…

Источник

Добавить комментарий