Исследование: загородные отели в России отстали от общемировых тенденций на 5-10 лет
57% пятизвездочных загородных отелей в России концептуально устарели и отстали от трендов международной туристической отрасли на 5-10 лет. К таким выводам пришли аналитики консалтингового бюро Atlas, которые провели исследование среди 70 отечественных и иностранных загородных отелей в люксовой категории. Выявленные мировые тенденции эксперты сопоставили с тем, как позиционируют себя действующие объекты Московской, Ярославской, Владимирской и Тверской областях.
«Российские гостиничные комплексы по-прежнему делают ставку на близость к природе и роскошный сервис. В то время как у наших соотечественников формируется новая потребность на концептуальные объекты, обещающие не столько развлечение, сколько новые впечатления и погружение в особую атмосферу», – считает основатель и генеральный директор консалтингового бюро Atlas Александра Сытникова.
Эксперты Atlas выделяют 6 ключевых потребностей современного туриста: технологичность, аутентичный опыт, связанный с погружением в местный колорит, ретрит с духовными практиками, а также экологичность, уникальный дизайн и архитектура, персонализированный сервис. 43% проанализированных загородных отелей в высоком ценовом сегменте удовлетворяют 1-2 из перечисленных выше потребностей, чаще всего это экологичность, уникальный дизайн и архитектура, персонализированный сервис.
На российском рынке сегодня отсутствуют загородные отели, концепция которых опирается на такие тренды, как технологичность и аутентичный опыт.
В мировой практике технологичность в гостиной отрасли предполагает, например, VR-экскурсии по гостиничному комплексу и окрестностям или интеллектуальные системы управления номером, которые позволяют гостям с помощью смартфона контролировать условия пребывания — от освещения до температуры. Для российских путешественников эти возможности пока недоступны.
Отели, концепции которых связаны с аутентичным опытом и впечатлениями от контакта с местной культурой, также не представлены в исследуемых регионах.
Зарубежные отели премиум-класса часто сотрудничают с местными ремесленниками и фермерами, предоставляют гостям возможность попробовать редкие блюда локальной кухни с использованием сезонных продуктов. В России огромный потенциал для индустрии: уникальные традиции, местные промыслы, многонациональная культура. Но эти источники впечатлений сегодня недоступны в сегменте загородных отелей класса люкс.
По оценкам консультантов Commonwealth Partnership (CMWP), открытие загородного отеля категории 4-5* на 150 номеров требует огромных инвестиций, примерно в размере 2,5 млрд рублей. Ожидаемая годовая выручка может варьироваться от 7 млн до 1 млрд рублей, если учесть развитую дополнительную инфраструктуру. Окупаемость проекта растягивается на 10-15 лет и более.
“В последние годы на рынке Московской области и ряда сопредельных областей появляются качественные загородные продукты – «Изумрудный лес», «Завидово» с гостиницей Рэдиссон, гольфом и мариной, проекты в Конаково, гостиница «Ривьера» в Белгородской области, «Усадьба» в Калининградской области, «Ярополе» в Тульской области и т.д. Но новых «открытий» мало, в основном, дефицит предложения заполняется малыми отелями и коттеджами в аренду, которые заполняют свою нишу, но не могут удовлетворить все группы спроса”, – отмечает партнер и руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP Марина Смирнова.
При этом, сегодняшняя ситуация на гостиничном рынке России обеспечивает отельерам стабильную заполняемость. По оценке АТОР, в 2022 г. внутренний турпоток вырос по сравнению с предыдущим годом на 10%, а в 2023 году прирост составит 30%. В некоторых регионах зафиксированы рекордные показатели загрузки отелей. Например, по подсчетам CMWP, рынок Подмосковья в 2023 году в июне показывал рекордную загрузку в 72% при ценах 11,6 тыс рублей. За первые полгода рынок Московской области вырос в цене на 31% и на 6% по загрузке.
“Несмотря на высокий спрос, отельерам высокобюджетного сегмента необходимо быть визионерами, способными предсказать меняющиеся предпочтения, и запланировать инвестиции в развитие новых направлений. Чтобы минимизировать риски стать невостребованными в будущем, необходимо определиться со стратегией, решить, на какую категорию отдыхающих рассчитан отель, какой из общемировых трендов станет ведущим в концепции и какой исключительный опыт – гастрономический, спортивный, эстетический – получат гости”, – подчеркнула Александра Сытникова.