За границу — с чистым паспортом. На подходе безвиз для Африки и Латинской Америки
Ввести взаимный безвизовый режим предлагается Кувейту, Оману, Бахрейну, Саудовской Аравии и Малайзии. Глава Минэкономразвития Максим Решетников сообщил об этом на сессии ВЭФ. Уже запущен групповой безвизовый туристический обмен с Ираном и Китаем, планируется ввести аналогичный механизм с Индией. Правда, не все идет гладко.
Соответствующая работа ведется со странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Почему полная отмена виз в первую очередь предложена названным пяти, министр объяснил просто: из них ожидается «прирост туристов класса премиум».
Для привлечения зарубежных гостей с 1 августа заработала единая электронная виза для 55 стран, чем уже воспользовались более 30 тысяч человек, в третьем-начале четвертого квартала может быть запущена платежная карта для иностранцев, расширяется география полетов.
«Министерством транспорта на постоянной основе ведется работа по расширению авиационного сообщения с дружественными государствами. В настоящее время пассажирские и грузовые компании из 31 государства выполняют прямые регулярные рейсы в Россию. В свою очередь, российские пассажирские авиакомпании выполняют прямые регулярные рейсы в 24 государства. Продолжается работа по … повышению туристического потенциала Дальневосточного региона», — отчитался заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
На прошлой неделе в Новосибирске приземлился первый за 30 лет прямой рейс из Мьянмы, сообщили в Минэкономразвития. По мнению Максима Решетникова, «те, кто к нам приезжает, побывав один раз в Москве, Петербурге, Казани, на Дальнем Востоке, открывают для себя новую реальность. Мы должны более активно продвигать страну на зарубежных рынках, и на 2024 год ставим эту задачу в повестку».
В МИДе в свою очередь напомнили, что идет работа по введению безвизового режима со всеми странами Латинской Америки. Ранее посол РФ в Анголе Владимир Тараров сообщил, что Луанда планирует ввести безвиз, в том числе для российских граждан. Россия заинтересована в заключении подобных соглашений с другими африканскими государствами.
Вице-президент РСТ, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма Юрий Барзыкин отмечает, что речь идет о взаимном безвизе.
— Страны, названные Решетниковым, представляют сегмент, который в состоянии выезжать, имеет для этого ресурсы. Естественно, нужно устранять визовые барьеры.
Даже не просто отмена, а либерализация визового режима — это от 10 до 20 процентов увеличения потока. Разные формы: с Китайской Народной Республикой — межправсоглашение по безвизовым группам, то же с Индией, Ираном предполагается. Это увеличение возможностей как для въезда гостей, так и для выезда россиян.
Сегодня у нас в 38 стран прямое авиасообщение. Это дорога с двусторонним движением. Все перечисленные страны интересны как туристские дестинации и для нашего потребителя.
«СП»: Ждать в связи с этим увеличения взаимных турпотоков или что-то пока может помешать?
— Все меры для этого стоит предпринимать. Благодаря этому по итогам полугодия он значительно увеличился из России и восстанавливается в Россию. Динамика, конечно, разная, но процесс идет. Нужны импульсы, и безвизовый режим — одна из серьёзных мер.
«СП»: Какие направления наиболее интересны для иностранцев, какие города или регионы?
— Наши столицы: административная — Москва, культурная — Санкт-Петербург. Для китайских товарищей интересен Ульяновск, есть специальный маршрут. Юг России, черноморское побережье — в доковидное время были чартерные программы с Ираном, Китаем. Золотое кольцо. Приграничные обмены, думаю, будут активизироваться: Приморье, Байкал и все, что вокруг.
Приоритет там, где отстроена логистика, есть возможность принимать международные рейсы, а внутри страны уже выстраиваются свои маршруты. Есть договоренность с Белоруссией — три столицы (Минск, Петербург, Москва).
Интересно и транзитное сообщение. В этом году мы ратифицировали взаимное признание с Белоруссией виз третьих стран: прилетел в Белоруссию — въехал в Россию и наоборот. Думаю, и с другим нашим ближним зарубежьем такого рода практику можно продолжить.
Механизмов достаточно, важно их применять и развивать.
«СП»: Готов ли российский турбизнес к приему гостей с точки зрения сервиса?
— В разных регионах по-разному. По мере поступления гостей. В доковидный период их было в разы больше. Чемпионат мира по футболу (это интересная деталь) показал, что и для Латинской Америки, и для многих других это было открытие, многие потом воспользовались возможностью безвизового режима, чтобы приехать повторно.
Конечно, сервис необходимо развивать и совершенствовать, но это надо синхронизировать с увеличением потока. Я очень часто бывал и в Азии, и в Африке, и в Латинской Америке. Разный сервис. Нужно, чтобы ожидания гостей, туристов соответствовали тем реалиям, которые есть.
Мы сделали немало. Классификация средств размещения у нас обязательна. В этом году стандартно all inclusive и ultra all inclusive введены. Есть сертификация маршрутов. Этот процесс идет, и мнение «берите, что дают» — давнишнее. Сейчас все регионы стараются обеспечить качество приема и, естественно, хотят количество.
Но не будем отделять интуриста от нашего, потому что россияне ездят за рубеж и хотят на Родине за свои деньги отдохнуть не хуже, а может, даже лучше.
Хороший пример — Санкт-Петербург, где было до половины гостей из-за рубежа, а сейчас произошло импортозамещении — более чем на 30% прибавилось россиян. Северный Кавказ, Дагестан, в частности — тоже свыше 30% роста в последние два года. Да, уже не хватает средств размещения, приняли программу по развитию Каспийского кластера.